Marie Antoinette by Elisabeth Vigee-Lebrun

Золотой век парикмахерского искусства

/

В наше время невероятные конструкции из волос можно увидеть разве что на головах поп-звезд или топ-моделей. И то, в основном, на эпатажных мероприятиях, вроде вручения «Оскара» или эксклюзивного показа мод. А всего три столетия назад многие дамы носили такие прически, которые сейчас трудно даже вообразить.

В XVIII веке изощренность укладки волос с помощью париков, кружев, цветов, лент, гребней и прочих «аксессуаров» достигла своего пика.  Парикмахеры превратились в художников, а прически – в картины. Уважающие себя мастера никогда дважды не повторяли свои творения,  и при этом каждый год в историю парикмахерского искусства записывалось несколько сотен новых композиций. Эта эпоха считается золотым веком парикмахерского искусства.

 /

Каприз королевы

Законодательницей моды на невероятные прически стала королева Франции Мария-Антуанетта. Она посвящала большую часть времени изобретению новых причесок и нарядов. Ее личный парикмахер Леонар Боляр мастерски реализовывал все прихоти бурной фантазии королевы. Совместное творчество парикмахера и королевы дало миру такие шедевры, как «взрыв чувствительности», «сладострастная», «тайная страсть»… Это были громадные, сложные по исполнению прически, составлявшие единое целое с головным убором.

Прически могли изображать эпизоды охоты, натюрморты, пейзажи, ветряные мельницы, крепости, мосты, парусные корабли, сады, корзинки с фруктами, рога изобилия, сцены из модных пьес, казни и даже моменты интимной близости. Торжественный спуск на воду королевского фрегата «Адмирал» привел к появлению прически «адмиральская» с корабликом под парусами на макушке. А промчавшаяся в 1773 году по парижскому небу комета породила прическу «комета» с длинным хвостом из хлопчатобумажного «газа». Когда в моду вошли живые цветы, в прически стали прятать флаконы с водой.

Правда, ходить и сидеть с такими сосудами на голове следовало осторожно, чтобы не налить себе воду за шиворот. Наиболее стильные женщины умудрялись носить на головах чучела птиц, статуэтки и даже мини-сады с крошечными искусственными деревцами. Затем овощи и фрукты оттеснили на задний план цветы: пришла мода на артишоки, кочаны капусты, морковь, редис и т. п. Их сменили птичьи гнезда с яйцами и клетки с птицами.

В прическу вставлялось множество драгоценностей. Случалось, что головка знатной дамы была так усеяна золотом и драгоценными камнями, что ее вес превышал вес всего тела. Видимо, поэтому  вскоре драгоценности стали заменять перьями птиц. Большим подспорьем в сооружении всех этих чудес были шиньоны, подушки-подкладки, лаки, помады, шпильки различной длины, а также сало и бараний жир, удерживавшие пудру.

Пудру употребляли всевозможных цветов: серебряную, белую, палевую и розовую. Дама надевала льняной пеньюар «пудер-мантель», чтобы не испортить платье, и держала длинную маску с пластинками слюды для глаз, пока парикмахер обильно пудрил ее. Парикмахеров той поры нередко называли «мерлан», что означало рыба, обваленная в муке. Также существовали специальные шкафы-комнатки, где сверху сыпалась пудра. Конечно же, пудра и румяна на лице скатывались и осыпались, но этого не было заметно в свете свечей.

Кстати, мука, служившая основой французской пудры, была не всем по карману. Слуга немецкого изобретателя Иоганна Беттгера вместо муки для парика хозяина стал использовать порошок из белой глины. Такая «пудра» быстро скатывалась в комки и ужасно выглядела. Как оказалось, ее предназначение было совершенно в другом.  Обнаружив ее свойства, Беттгер изобрел… фарфор.

Жертвы красоты

От огромного веса сооружений и постоянного натяжения волос у модниц сильно болела голова, но, памятуя о том, что «красота требует жертв», чего только ни выдерживали женщины той эпохи! Однажды Мария-Антуанетта, уже королева Франции, согласилась ехать в карете, стоя на коленях, чтобы не повредить прическу – шедевр парикмахерского искусства и труд нескольких знаменитых куаферов. Можно себе представить, как непросто было носить такую прическу, сохраняя при этом непринужденную улыбку и гордую посадку головы.

Поскольку столь сложные архитектурные сооружения на голове требовали многих часов упорной и дорогой работы куафера, то, естественно, женщины причесывались не ежедневно. Даже аристократки делали это раз в 1–2 недели. Мещанки же причесывались и того реже – раз в месяц. Поэтому волосы дам пахли прогорклой помадой (в среднем ее на прическу уходило до 1 кг!). Чтобы отбить дурной запах, волосы сильно душили всевозможными благовониями, так что от дамы пахло за 50 шагов. Модницы постоянно носили с собой флакончики с резкими духами.

Кроме того, такие долгосрочные прически кишели насекомыми (вшами и блохами). Облегчала страдания дам специальная костяная или металлическая спица –  трость (grattoirs), с помощью которой можно было, просунув ее сквозь валики, подкладки и прочие «примочки» и «прибамбасы», почесать голову, не портя прически.  Еще любили держать в руках маленьких собачек, так как у них температура тела выше, и блохи устремлялись на бедное животное! (Многие современные дамы, таская повсюду своих любимиц, даже и не подозревают, как и почему возникла такая традиция.) Это касается и традиции украшать дом чучелами зверей. Блох привлекал животный запах плохо выделанных шкур больше, чем запах человека. Кстати, на знаменитой картине «Дама с горностаем», работы Леонардо да Винчи на самом деле на руках у женщины – чучело.

Сон с такой прической также превращался в проблему. Чтобы не повредить свой «фрегат» или «замок»,  пользовались специальными обтянутыми шелком деревянными подставками-подголовниками, которые давали возможность держать прическу на весу. Некоторые модницы вообще спали, сидя в креслах. Также во сне можно было стать жертвой мышей, привлеченных запахом пудры из рисовой муки.  Для защиты от грызунов изобрели специальный проволочный чепец («кибитку»).

Казалось бы, что из-за этих, мягко говоря, серьезных неудобств мода на высокие и громоздкие прически должна была быстро пройти. Она действительно прошла, но совсем по другой причине: после родов роскошные волосы Марии-Антуанетты сильно поредели, и она быстро ввела в моду новую прическу — большой паричок с шаловливыми локонами «анфан» (по-франц. – «дитя»).

Вот так прихоть одной дамы задала тон в парикмахерском искусстве на целое столетие. И этот век по праву признан золотым. Мастерам дали возможность творить, не ограничивая их в средствах. Но ничего этого не было бы без самоотверженных женщин, жертвующих своим временем и здоровьем ради красоты.  Каждая из вас в состоянии сделать XXI столетие «платиновым веком парикмахерского искусства». Экспериментируйте! Но без жертв!

Автор: Coscos

  • Хотите корректировать фигуры и физиологические особенности человека при помощи цвета. Формировать гардероб исходя из цветового типа клиента. Профессионально использовать цвет в подборе аксессуаров. Тогда курс Цветовой анализ внешности для тебя

  • или
  • Хотите формировать имидж человека, сортировать гардероб, оказывать шопинг сопровождение, создавать гармоничные и стильные луки, подбирать аксессуары. Тогда курс Стилист имидж мейкер для тебя