55

Как сочетать цвета: краткое введение в теорию цвета.

Как сочетать цвета: краткое введение в теорию цвета.

За каждым изысканным образом стоит тщательно продуманное цветовое решение. Поэтому оттачивание ваших навыков подбора цветов должно быть первым в списке ваших дел, если вы хотите выглядеть гармонично. Хорошая новость: алгоритм, по которому один цвет лучше подходит к другом, сводится всего к нескольким базовым правилам эстетики, а значит их легко выучить и они доступны каждому. С этого начинается теория цвета. Она описывает множество различных определений, концепций и дизайнерских применений. Но если вы хотите научиться правильно сочетать цвета, вам необходимо сфокусироваться всего лишь на двух основных идеях теории:

Цветовой круг. Помогает понять три основных свойства цвета, а также идентифицировать разницу между цветами и их схожесть.

Цветовая гармония. Наука о сочетании двух и более цветов, основываясь на нескольких различных формулах.

В этой статье я расскажу подробнее об этих идеях и покажу множество примеров использования трех из наиболее важных правил сочетания цветов для создания образов (монохромных, дополняющих и аналогичных). Также хочу заметить, что для создания образа, как и со многими другими концепциями и техниками, вам вовсе не обязательно следовать правилам теории в точности. Используйте цветовую теорию как отправную точку для поиска новых идей цветовых комбинаций и корректировки ваших луков. Но не думайте, что вам нужно применить абсолютно все правила, приведенные здесь. Также учтите, что здесь описаны правила сочетания цветов для отдельных нарядов. Цветовая теория может, конечно, быть чрезвычайно полезной для планирования цветовой палитры вашего гардероба, но поскольку требования ко всему гардеробу очень отличаются от требований к отдельному образу, эту тему я раскрою в следующей статье.

Определение цвета/Цветовой круг

00

Прежде всего: для создания отличного цветового сочетания вам понадобится определить базовые характеристики каждого отдельного оттенка. Недостаточно определить цвет вашего топа как «синий» или даже «темно-синий». Поскольку «синий» топ в сочетании с пастельным оттенком желтого может выглядеть отлично или же просто ужасно в зависимости от того, какого он оттенка: приглушенно барвинкового, чистого синего или очень насыщенного индиго. Когда речь заходит о цветах, все зависит от тонких отличий. А для лучшего определения этих отличий вам необходимо уделить немного времени знакомству с цветовым кругом и тремя основными свойствами, которые определяют каждый цвет: тон, насыщенность и яркость.

Тон

Цветовой тон демонстрирует его точное расположение на круге, который является, по сути, логическим представлением всего спектра цветов, т.е. всех оттенков, которые можно получить посредством смешения трех основных цветов.

Насыщенность

Определяет интенсивность цвета в отношении черно-белого спектра (полное отсутствие тона). При насыщенности равной 0% любой цвет будет серым (белым или черным, в зависимости от уровня его яркости). При 100% цвет будет максимально насыщенным и максимально интенсивным.

Яркость (светлота)

Определяет относительную светлоту цвета от черного (0% яркости) до белого (100% яркости).

Задание: потренируйтесь описывать цвета используя три характеристики.

Взаимодействие между этими тремя свойствами придает цвету уникальный оттенок. И даже мельчайшее изменение одной из трех характеристик может сделать цветовое сочетание удачным или провальным. Перед тем как приступать к изучению следующей части вам необходимо полностью осознать влияние каждого свойства на другие. Потренируйтесь определять цвета вашей одежды или просто предметов, которые вас окружают. Не волнуйтесь, вам не нужно определять точный код HEX для каждого цвета, который вы увидите. Будет достаточно определить, например, юбку, которую вы носите, как «теплого оттенка красного переходящего в оранжевый, средней насыщенности, высокого уровня яркости». Очень важно уметь находить разницу между двумя одинаковыми цветами. Если у вас есть две вещи похожего зеленого цвета, попробуйте определить, по какой из характеристик они отличаются и на сколько. Например, «зеленый оттенок вещи №2 немного менее насыщенный и имеет больше желтого в своем составе».

Цветовая гармония/3 формулы сочетания цветов

Итак теперь, когда мы разобрались с основами, мы переходим к самому интересному: объединению отдельных цветов в паллеты. Отличный способ отточить свои навыки сочетания цветов – попрактиковаться в использовании нескольких формул (также известных как «цветовые правила») для создания гармоничных цветовых паллет, которые цветовые теоретики (ага, именно так) определили как повсеместно применимые универсальные. Эти три формулы являются правилами для монохромных, дополняющих и сходных цветов (далее о них будет более подробно). Сначала давайте уточним, что общего между этими формулами для того, чтобы вы могли использовать эти знания для развития чутья и построения своих собственных уникальных цветовых паллет.

Один универсальный признак отличного сочетания цветов

Особенностью всех цветовых правил является то, что они помогают вам создавать паллеты, в которых сочетается много контрастных элементов, но в тоже время они образуют единое целое. Контраст – это то, что придает паллете шарм и привлекательность, делает ее интересной и необычной. Единство – это то, что помогает ей выглядеть как набор оттенков одного созвучия, а не просто смесь случайных цветов, а также предупреждает дисгармонию в цветах. Как контраст так и единство создаются путем изменения уровня тона, насыщенности и яркости в паллете. Но как вам создать паллету, которая будет контрастировать, и при этом оставаться связной? Вам необходимо выбрать цвета, которые будут сильно отличаться друг от друга двумя (иногда одной) из трех цветовых характеристик: тоном, насыщенностью и/или уровнем яркости, но другая характеристика при этом будет почти контрастной ко всем остальным цветам паллеты. Эта одна почти контрастная особенность цвета будет являться ключевой, потому что не зависимо от того на сколько выразительными или контрастными будут характеристики остальных цветов, именно это придает паллете общий вид единого целого. Эта смесь контраста и единства является той особенностью, которая объединяет все правила цвета. А также – это наиболее важный принцип, который необходимо учитывать при построении своих собственных паллет из лоскутков.

Пример: цветовая паллета на рисунке ниже не соответствует ни одному из трех цветовых правил, которые я опишу более подробно далее. Это просто комбинация четырех относительно теплых весенних оттенков. Разница между двумя вариантами паллет заключается в том, что второй оттенок на нижней паллете обладает одинаковым тоном с соседними оттенками, но является мене насыщенным и более светлым, чем его товарищ на паллете сверху. Этот товарищ, в свою очередь, выглядит неплохо, но почему-то немного не к месту. Оттенок на нижней паллете подходит к другим цветам по яркости и насыщенности. Именно по причине небольшого смещения вдоль цветового круга, вся паллета становится намного более гармоничной и, по моему мнению, более привлекательной.

Что касается нейтральных тонов?

11

Черный, белый и все оттенки серого технически не являются цветами, поскольку они не имеют тональности и по этой же причине не обладают насыщенностью. Именно благодаря этому они сочетаются с любой другой паллетой не нарушая ее единства. Единственным исключением из этого правила являются паллеты, которые состоят из оттенков того же уровня яркости (но отличаются тональностью и/или насыщенностью). Серые оттенки имеют уровень яркости, поэтому вам необходимо убедиться в том, что цвета, которые вы выбираете подходят по яркости остальным цветам паллеты.

Дальше мы рассмотрим несколько примеров создания образов используя три общепринятых цветовых правила (монохромность, дополнение и сходность цветов).

22

Монохромные цветовые паллеты

Цвета монохромной паллеты все имеют одинаковую характеристик по тону, но отличаются по яркости и насыщенности. Требование соблюдать единую тональность может показаться немного строгим ограничением, но вы будете удивлены, как много различных цветов вы можете получить просто меняя насыщенность и яркость. Например, этот мятный оттенок в паллете на рисунке выше (RGB 0, 255, 216 при максимальной яркости и насыщенности) может стать не только оттенком светлой летней бирюзы или бледно-мятным, но также превратиться в приглушенно аспидно-зеленый оттенок и почти нейтрально серый. А также посмотрите на 4 примера образов ниже, согласитесь, они ни разу не скучные. При создании вашего монохромного образа помните, что вы можете дополнить монохромные оттенки серым, черным и белым, если вам нужно больше разнообразия или сбалансировать чистые цвета.

33

1

 

Дополняющие цветовые паллеты

Дополняющие цветовые паллеты строятся на двух различных дополняющих тонах (которые приблизительно противоположны друг другу на цветовом круге). Оттенки той же тональности могут иметь разную яркость или насыщенность для большего разнообразия. Правило дополняющих цветов отличается от остальных двух правил главным образом тем, что одна постоянная характеристика (тональность) для всех цветов паллеты разная, а одинакова она только в рамках двух групп тональностей. Таким образом дополняющая цветовая паллета работает по принципу двух мини монохромных паллет, т.е. по принципу двух различных по насыщенности/яркости цветов одного оттенка/тональности.

Классическими дополняющими комбинациями оттенков являются зеленый/розовый, голубой/оранжевый и желтый/фиолетовый. Также сочетания оттенков, которые находятся не четко напротив друг друга (например, желтый/бирюзовый) можно считать дополняющими пока контраст между ними достаточно очевиден. Кроме того, дополняющая цветовая паллета не обязательно должна состоять из чистых цветов или быть очень яркой. На раскладке под фотографией в левом нижнем углу, например, изображена дополняющая цветовая схема сочетания песочных и светло-голубых оттенков.

Альтернативой дополняющему цветовому правилу служит цветовое правило треугольника, при котором сочетаются три противоположных оттенка, а не два (т.е. желтый, красный и синий). Я считаю, что использовать три противоположных друг другу цвета на круге для одного образа – это слишком. Но мне нравятся подобные сочетания на других людях (как, например, здесь this picture ).

44

2

Сходные цветовые паллеты

Сходные цветовые паллеты состоят из разных, но расположенных по соседству цветов. Постоянной характеристикой может быть насыщенность, яркость или и то и другое. Используя паллеты со сходными цветами, которые не очень отличаются друг от друга, можно не придерживаться правила составления образа только с цветами одной насыщенности или яркости, а добавить в сочетание один или два цвета не из паллеты. Как светло-желтый на правой нижней картинке или темно-синий на картинке слева. С другой стороны, если вы хотите создать схожую цветовую паллету, основываясь только на относительно чистых оттенках и без использования нейтральных цветов для уравновешивания, ваша паллета будет выглядеть гораздо более связной/единой, если все цвета будут иметь почти одинаковый уровень насыщенности и/или яркости. Как в паллете на картинке сверху или в нижней правой раскладке под фотографией.

55

Источники

adobe kuler Adobe’s Kuler позволяет создавать, сохранять и делиться вашими цветовыми паллетами и экспериментировать со всеми основными цветовыми правилами. Я могу заниматься этим часами, это мой любимый инструмент работы с цветами.

colourlovers COLOURLovers креативное сообщество, где вы можете создавать и делиться цветовыми паллетами и сочетаниями с другими пользователями, а также рассматривать их паллеты. Если у вас творческий застой, используйте этот ресурс.

color hunter

Отличный способ поиска точных цветов на каждом рисунке, особенно если у вас нет Photoshop и вы не можете использовать инструмент подбора цветов. Просто загрузите ваше фото и Color Hunter разложит его на отдельные оттенки.

Курс обмена знаниями: введение в теорию цвета: цвет и эмоции

Это двухчасовой видео-курс video course предназначенный для дизайнеров, но я также считаю его очень полезным для составления своего гардероба. Посмотрите его, если вы хотите узнать больше о значении цветов и эмоций, которые передает цвет.

  • Хотите корректировать фигуры и физиологические особенности человека при помощи цвета. Формировать гардероб исходя из цветового типа клиента. Профессионально использовать цвет в подборе аксессуаров. Тогда курс Цветовой анализ внешности для тебя

  • или
  • Хотите формировать имидж человека, сортировать гардероб, оказывать шопинг сопровождение, создавать гармоничные и стильные луки, подбирать аксессуары. Тогда курс Стилист имидж мейкер для тебя